.gif) |
Главная » Музыка »
Хиндемит, Пауль: биография
|
Пауль Хиндемит: биография
15.11.1895 Ханау-на-Майне - 30.12.1963 Франкфурт-на-Майне, Германия
Родился 16 ноября 1895 года в Ханау-на-Майне. Музыке начал обучаться с 9 лет (уроки игры на
скрипке). Дальнейшее музыкальное образование получил во Франфуртской консерватории у А.
Ребнера (скрипка), А. Мендельсона, Б. Зеклеса (композиция). С 1915 по 1923 гг. концертмейстер
оркестра Франкфуртской оперы, 2-й скрипач (позже альтист) квартета Ребнера.
С 1922 по 1929 альтист квартета Амар-Хиндемит, с которым объездил все страны Европы (включая СССР).
Выступал также как солист-альтист и дирижер. Организатор общественно-музыкального движения
"Бытовая музыка".
В 1927 году был приглашен профессором композиции в берлинскую Высшую
музыкальную школу. В 1935 году эмигрировал из фашистской Германии, жил в Турции, Англии,
Швейцарии, концертировал в Америке. В 1940 приехал в США, где с 1940 по 1953 был
профессором Йельского университета в Нью-Хейвене (Коннектикут), читал курс лекций по поэтике
в Гарвардском университете (1949-1950). В 1947 году посетил Европу, с 1951 периодически
приезжал преподавать в Цюрихском университете. В 1953 переселился в Швейцарию. Лауреат
премии Сибелиуса. Умер 29 декабря 1963 года во Франкфурте-на-Майне.
Характеристика творчества:
Формирование Хиндемита как композитора происходило в 20-е годы. Это время в
области музыки характеризующееся напряженной борьбой антагонистических течений,
"взрывчатой" обстановкой "скандальных" премьер и острых дискуссий, стало
поворотным моментом в исканиях композиторов многих стран Европы, моментом, во
многом определяющим лицо музыки нашего века и в том числе музыки Хиндемита.
Только что отгремели последние выстрелы минувшей войны, и музыка вместе с
другими искусствами встала перед задачей выразить тот перелом, который совершался
в мыслях и чувствах людей вследствие пережитой мировой катастрофы. В Германии и
Австрии в начале 20-х годов заметное влияние начинает приобретать экспрессионизм,
течение, которое косвенно отражает степень потрясенности человеческого сознания
происшедшим событиями. Но на убедительное раскрытие причин и последствий
империалистической войны экспрессионизм никак претендовать не может.
Художник-экспрессионист ввиду ограниченности своего творческого метода не способен глубоко
проанализировать эти явления. Он спасается паническим бегством от
действительности, которая целиком представляется ему в мрачных красках и
ужасающих видениях. Он испытывает страх одиночки, заставляющий его все
окружающее воспринимать с чувственными преувеличениями. Поэтому в
экспрессионистическом искусстве постоянно ощущается некая болезненная
извинченность, доходящая до криков ужаса и воплей отчаяния.
Все это вместе является тупиком, который раньше или позже должен был вызвать
стремление к преодолению его.
Одним из представителей новых веяний в немецкой
музыке становится Пауль Хиндемит, чье творчество оказало на предельно раскаленную
атмосферу музыкальной жизни своей страны во многом оздоровляющее воздействие.
Эстетика Хиндемита базируется на отрицании жизнеспособности традиций
романтизма, которые в это время еще сильно сказывались в немецкой музыке. Они
оказывали влияние и на формирование эстетического кредо экспрессионизма, этого
своеобразного "преувеличенного романтизма". Против них и выступает Хиндемит,
который видит в музыке Баха и старых полифонистов добаховской эпохи ту
плодотворную основу, на которую должна опираться музыка нашего века. Он
воскрешает и развивает старинные полифонические формы, насыщая их новым
звуковым материалом, новым содержанием.
Этой своей деятельностью он положил начало новому течению в европейской
музыке - неоклассицизму. В своих лучших произведениях Хиндемит успешно избегает
вытекающей отсюда опасности слухового академизма. В его музыке ощущается острая
"злободневность", подлинный темперамент публициста, откликающегося на все
события дня.
Хиндемит уже в эти годы поражает своей исключительной трудоспособностью. Он
создает много произведений для фортепиано (сонаты, сюита "1922") и разных
камерных ансамблей, песни, квартеты, инструментальные концерты и оперы. Им
создано также множество "пьес для практического использования" ( "Gebrauchmusic"),
адресованных широким кругам любителей музыки в качестве материалов для
домашнего музицирования. Этой своей демократической направленностью Хиндемит,
для которого музыка есть средство общения между людьми, решительно отличается от
многих представителей музыкального "авангарда" высокомерно игнорирующих свою
аудиторию.
В некоторых из своих ранних сочинений Хиндемит использует резко
диссонирующие звукосочетания и смелые политональные комбинации. Однако в его
музыке всегда чувствуется крепкое душевное здоровье, сила и оптимизм, и поэтому
даже подобные "жесткости" не вызывают ассоциаций с характерным для
экспрессионизма налетом истерики. С годами стиль композитора все более и более
выравнивается, из него вытесняются все чужеродные элементы.
Сочинения:
Оперы (около 10): "Художник Матис" (1938), "Гармония мира" (1957); симфонии, концерты с
оркестром, в том числе для альта (1935), камерно-инструментальные ансамбли, фортепьянные и
хоровые произведения, вокальный цикл "Житие Марии" (2-я редакция, 1948).

Главная » Музыка »
Наверх
|
|
|